Жизнь — в торможении!

Жизнь — в торможении!

Так, во всяком случае, утверждают специалисты по автомобильной безопасности. С этим утверждением наверняка согласится и подавляющее большинство водителей. А для обладателей сверхмощных и сверхскоростных автомобилей эта фраза вообще должна стать девизом – ведь таким машинам нужны и соответствующие тормоза. Прочтите тесты автомобилей в любом автомобильном издании — при оценке динамики оцениваются три параметра: управляемость, разгонная динамика и тормозная динамика.
В каждой тормозной системе оконечными исполнительными частями являются пары колодка – диск или колодка – барабан. Именно от особенностей их конструкции и качества во многом зависит и «качество» торможения.
Тормозные колодки работают в очень жестких условиях: перепады внешних температур, нагрев при торможении, вода, пыль, грязь. При этом должен сохраняться постоянным или незначительно изменяться ее коэффициент трения. Колодка также должна быть износостойкой, в меру эластичной (чтобы прилегать к диску), но в то же время прочной, не издавать излишнего шума и скрипа при работе. И это еще не полный список всех требований. Раньше, около двадцати лет назад, в качестве фрикционного материала применялся асбест, который удовлетворял практически всем условиям. У него был только один минус: при трении выделялась асбестовая пыль, которая является канцерогенным веществом. В конечном итоге экологи победили, и асбест оказался под полным запретом.
С тех пор производители разработали десятки рецептур новых фрикционных материалов, состав которых они тщательно охраняют и не устают нахваливать (зайдите на сайт любого изготовителя). Основными составляющими являются эластомеры, металлы, наполнители, клеи, связующие волокна. В небольших количествах добавляются абразивы и смазывающие вещества. Варьируя состав, получают колодки для разных типов автомобилей и тормозных систем. Создать универсальный рецепт практически невозможно, так как каждый компонент улучшая одни свойства, ухудшает другие. Например, абразивы повышают коэффициент трения, но ускоряют износ колодки и диска. Смазки замедляют износ колодки и диска, снижают уровень шума, но уменьшают коэффициент трения.
Колодки современных тормозов оснащаются датчиками износа: механическими или электрическими. Первый вариант датчиком можно назвать с большой натяжкой – он представляет собой металлическую пластинку Г-образной формы. Когда колодка стирается, выступ «датчика» начинает тереться о диск, издавая неприятный звук. В электрическом варианте при износе колодки происходит замыкание контакта на массу, и на панели приборов загорается лампочка.
Тормозной диск – предмет попроще. Изготавливается из чугуна с добавлением графита. Материал недорогой и, в то же время, обладает необходимым коэффициентом трения и износостойкостью. Для суперкаров применяют карбоновые или керамические диски. Различия в конструкции чугунных дисков обусловлены количеством тепла, которое они должны отводить при торможении. На обычные автомобили устанавливают такие же простые гладкие диски. Машины помощнее оборудуют вентилируемыми дисками – он состоит как бы из двух дисков, между которыми располагается крыльчатка. Такие диски устанавливают преимущественно на передние колеса, так как нагрузка при торможении на них больше. Ну, и на спортивные автомобили и на авто с претензиями на спортивность ставят перфорированные диски (с просверленными на поверхности диска отверстиями).
И колодки, и диски относятся к расходным материалам, и поэтому на рынке – изобилие предложений. С колодками разобраться сложнее – только официальных производителей существует три вида. Первые изготавливают колодки под собственной маркой для всех видов автомобилей. Вторые поставляют на конвейер тормозные системы в сборе. Покупая колодки у производителей первого типа, они ставят на них свое клеймо. Третий тип изготовителей поставляет колодки только на конвейер, где на них ставится клеймо производителя автомобиля. Первый вариант – оптимальный по соотношению цена-качество. Нужно только угадать, подойдут ли колодки вашей машине. Третий вариант – самый дорогой, зато гадать не нужно, на колодке уже проставлена эмблема автомобиля. Но даже оригинальные колодки от поставщиков первого типа могут различаться по классу качества. Эконом-вариант: дешево, достаточно надежно, но недолговечно. Поставляется для продажи потребителю. «Средний» вариант: для поставок на конвейер – дороже и качественнее. И последний вариант – «гоночный». Предназначен для эксплуатации в спортивных автомобилях, для дорожных не подходит.
С выбором дисков проще. Если изделие оригинальное – оно подойдет для любой марки автомобиля. Но опять же, не переусердствуйте: если Вы не собираетесь участвовать в гонках, перфорированные диски или диски с грязеотводными канавками Вам ни к чему.
И напоследок несколько рекомендаций. Колодки или диски меняются только в комплекте во избежание неравномерного торможения. После установки новых запчастей необходима обкатка, чтобы поверхности притерлись друг к другу. Избегайте экстренных торможений на протяжении первых 150-200 км. Периодически очищайте и смазывайте суппорта, чтобы тормоза не подвели Вас в критической ситуации. Для очистки используйте имеющиеся в продаже специальные растворители, ни в коем случае не бензин!

Читайте также:  ТОП-10 лучших японских машин по цене-качество
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПОРТАЛ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector