Вот как советуют переключать «механику» для лучшей экономии топлива

Поделится

Не утверждаем, что нижеописанные рассуждения являются истиной в последней инстанции. Это лишь еще одно мнение из многих.

 

Многие водители, наверное, знают концепцию уменьшения потребления топлива автомобилем с механической коробкой передач. Однако, как оказывается, смысл экономии топлива не всегда напрямую связан с более ранним переключением на повышенную передачу

 

Даже если вы начинающий водитель, вероятно, вы уже успели понять основы концепции вождения автомобиля с системой ручного переключения передач для максимально эффективной экономичности: держите обороты как можно ниже – и будет вам счастье. Чем больше оборотов крутит мотор, тем больше топлива он потребляет. Чем меньше обороты (в пределах разумного), тем меньше расход этого самого топлива. Просто, правда?

 

На самом деле это не совсем так. Как желательно действовать (и почему именно так) при переключении передач, расскажет инженер Джейсон Фенске в своем видеоблоге на YouTube-канале «Engineering Explained».

 

 

Итак, если ваша цель – экономичная, неспешная езда на автомобиле с механической коробкой переключения передач, в общем и целом вам стоит сохранять низкие обороты на всех передачах, в том числе и на самой высокой. Но почему это происходит? И будет ли этот сценарий эффективным в любых случаях и дорожных ситуациях?

 

 

Как объясняет Джейсон, любой движущийся автомобиль сталкивается со множеством противодействий природного или механического характера, против которых двигателю приходится бороться, тратя энергию сжигаемого топлива на производство определенного количества энергии (для каждого типа двигателя она будет своя), чтоб машина не теряла скорости. В силы противодействия входят: сопротивление воздуха, сопротивление качению от шин, внутри агрегатов автомобиля действуют силы механического трения и так далее, заканчивая гравитацией.

 

Пытаясь преодолеть все эти факторы, двигатель и производит определенное количество мощности, затрачивая некий объем топлива. Количество топлива, требуемое для преодоления противоположных факторов, как раз и дает в сумме эффективность автомобиля. Это называется «удельный расход топлива», то есть отношение расхода топлива (на единицу расстояния или времени) к мощности или к тяге. В зависимости от того, насколько вы нажали на педаль акселератора, и в зависимости от оборотов двигателя благодаря этому инженерному термину вы сможете точно определять, сколько топлива будет потреблять тот или иной двигатель при различных нагрузках.

 

 

С точки зрения инженерного дела мотор на низких оборотах будет потреблять меньше топлива ввиду более низкого трения. Двигатель, раскрученный до 6.000 об/мин, должен преодолеть гораздо большее трение (от поршней, трущихся о стенки цилиндра, подшипников коленчатого вала, распредвалов, водяного насоса и другого навесного), чем двигатель, работающий на 2.000 об/мин.

 

Таким образом, подводит итоги Фенске, наиболее оптимальный режим для наименее затратного движения – полностью открытый или почти полностью открытый дроссель и низкие, до 2.500, обороты. Правда, при этом следует оговорка: если переключиться слишком рано, на повышенной передаче двигатель попадет в чрезмерно низкие обороты, что не позволит автомобилю разогнаться и будет изнашивать элементы агрегатов движением внатяг.

 

 

Многое зависит от дорожной обстановки. Если автомобиль едет налегке по абсолютно плоской поверхности, педаль акселератора может быть нажата на 5%, при этом производимой мощности будет достаточно для движения и относительной экономии. Впрочем, как повторно отмечает американский инженер, такой режим нельзя назвать максимально эффективным, поскольку дроссельная заслонка будет приоткрыта лишь немного и двигателю придется потратить энергии, чтобы всосать воздух через небольшую щель. На широко открытой дроссельной заслонке у поступающего воздуха меньше ограничений, что снижает сопутствующие работе затраты.

 

От себя добавим, что речь в подобных рассуждениях идет об экономии действительно небольшого количества топлива. Знайте, что великих результатов в экономии вы все равно не добьетесь. Да, можно сэкономить сотню-другую рублей с нескольких заправленных под завязку баков, но чуда не произойдет.

 

Подробнее – в видео (включите перевод субтитров, ролик на английском):

 

 

 

P. S. Помнится, у меня на автомобиле приказала долго жить впускная шестерня фазорегулятора. Я был приятно удивлен внезапно свалившейся с небес экономичностью мотора. Потребление топлива, по субъективным ощущениям, упало процентов на 20. В то же время мгновенно возникла другая проблема – автомобиль перестал хоть как-то вменяемо разгоняться. И это нормально. Фазы открытия клапанов сбились, в цилиндры стало поступать меньше топлива, упала и мощность. Все взаимосвязано в таком сложном механическом организме, как автомобиль.

 

 

Также не стоит увлекаться экономией и постоянно ездить на низких оборотах. Переключение на 2-2.5 тысячах оборотов подходит для неспешной езды по городу, но специально «душить» мотор такими режимами противопоказано, особенно если речь идет о движении внатяг или под нагрузкой. Как минимум со временем в цилиндрах появится такой слой нагара, что переборка силового агрегата станет неизбежным финалом чрезмерно экономичного автолюбителя, максимум — появится благоприятная почва для детонации, что ввиду систематичности привычки ехать внатяг достаточно быстро выведет из строя шатунно-поршневую. Более того, дорожная ситуация непредсказуема и в опасный момент вам может потребоваться резко ускориться. Как думаете, получится ли это сделать при движении на четвертой передаче на оборотах порядка 2.000 оборотов в минуту? Вопрос риторический.

Источник: 1gai.ru


Поделится

Добавить комментарий