Запуск двигателя – задача ответственная. Когда мотор уже стартовал, его движение поддерживает маховик, выступающий аккумулятором момента вращения. Кроме того, сам коленвал имеет противовесы. И маховик, и конструктивные элементы коленвала создают инерцию, благодаря которой двигатель не замирает в «мертвой точке». Но для того, чтобы вся эта радость пришла в движение, нужен импульс извне. И вот его-то и создает стартер.
По принципу конструкции или работы стартер ВАЗ 2107 практически ничем не отличается от аналогичных устройств на другие автомобили. Разница лишь в том, что для ВАЗ, как и для многих бензиновых двигателей, можно использовать маломощный стартер, в то время как дизельный двигатель требует намного больше энергии для запуска.
- Устройство и принцип работы стартера ВАЗ 2107
- Виды стартеров
- Схема подключения стартера
- Как снять и заменить стартер
- Диагностика и ремонт стартера ВАЗ 2107 своими руками
- Проверка стартера ВАЗ 2107
- Стартер не запускается, не крутит
- Стартер трескает при запуске
- Щелкает, но не крутит
- Замена щеток стартера
- Ремонт втягивающего реле
- Замена втулок стартера
Устройство и принцип работы стартера ВАЗ 2107
Стартер для «семерки» ничем принципиально не отличается от аналогичных устройств семейства «классики» да и иномарок в целом. По сути, это электромотор постоянного тока, который запитывается от автомобильного аккумулятора.

Основные конструктивные элементы:
- Электромотор (якорь, статор, щеточный узел), соединенный общей осью с бендиксом;
- Втягивающее реле, состоящее из втягивающей обмотки с сердечником, удерживающей обмотки;
- Вилка, соединяющая вал стартера и втягивающее реле;
- Обгонная муфта, возвратная пружина и другие элементы.
Принцип работы стартера:
- При старте ток от аккумулятора поступает на втягивающее реле и удерживающее реле одновременно, образуя магнитное поле на их обмотках;
- Под действием магнитного поля якорь втягивающего реле сдвигается назад по горизонтальной оси и через вилку выдвигает вперед бендикс;
- Как только бендикс занимает крайнее положение и входит в зацепление с зубчатым венцом маховика, замыкается контакт на мотор стартера, а втягивающее реле отключается. Остается подключенным только удерживающее реле;
- Мотор стартера работает, вращает бендикс, а он, в свою очередь, раскручивает маховик до тех пор, пока двигатель не запустится;
- После того, как двигатель стартовал и начал вращаться быстрей, чем мотор стартера, срабатывает обгонная муфта, якорь втягивающего реле возвращается в исходное положение и бендикс расцепляется с маховиком.
- После запуска двигателя подачу тока на стартер отключают.
Короткий видео-урок
Виды стартеров
Существует две основных разновидности стартеров, которые отличаются по конструкции и эффективности:
- Безредукторный, он же простой или классический. Это первая конструкция, у которой якорь мотора и бендикс размещены на одном валу;
- Редукторный. Он отличается от классического тем, что на валу якоря установлен редуктор с планетарной передачей, который приводит в движение бендикс.
У классического агрегата есть определенные недостатки, которые в свое время и вынудили инженеров пересмотреть его конструкцию. Самый главный из них – низкая предельная мощность. По мере того, как рос объем автомобильных двигателей, росла и потребность в большей мощности для их запуска. Чтобы ее получить, пришлось бы увеличивать размер стартера, а следовательно, его вес и стоимость.
Редукторная конструкция позволяет «выжать» из агрегата больше мощности, сохранив его компактные размеры и небольшой вес. Для его эффективной работы нужно меньше энергии, а значит, даже «слегка подбитый» аккумулятор не станет серьезной проблемой.
Схема подключения стартера
Электрическая схема подключения стартера состоит из самого стартера, аккумулятора и блока зажигания. В автомобилях с инжекторным двигателем, который управляется контроллером, есть дополнительный узел – вспомогательное реле. А вот на старых ВАЗах, в которых установлен карбюратор, его нет.
Простая электрическая схема стартерной группы выглядит так:
- От плюсовой клеммы АКБ силовой кабель подключается к контактному болту крышки тягового реле;
- Второй кабель от аккумулятора подходит на 50-й контакт замка зажигания, а от него – на вывод «50», соединенный с обмотками тягового и удерживающего реле;
- Вывод на «массу» осуществляется через корпус стартера, который прилегает к корпусу двигателя. Отдельного провода на «массу» у стартера нет.

Если в цепи присутствует вспомогательное реле, оно подключается после замка зажигания. В случае, если контроллер позволяет запустить двигатель, контакты вспомогательного реле замыкаются и ток поступает на стартер через 50-й контакт.
Как снять и заменить стартер
С заменой стартера на ВАЗ 2107 есть одна проблема: поскольку он находится в нижней части двигателя, добираться до него сверху довольно сложно. Лучше, если замену проводить на яме.
В остальном порядок того, как снять стартер, выглядит так:
- Отключить клеммы аккумулятора;
- Если установлен задний брызговик, снять его;
- Можно убрать аккумулятор, чтобы освободить больше места;
- Открутить зажим проводов, идущих на стартер;
- Снять два провода с контактов тягового реле;
- Затем открутить болты крепления стартера, два верхних и один нижний (вот с ним без ямы могут быть проблемы) и вынуть старый стартер.
Установка нового стартера делается в обратном порядке:
- Прикрутить агрегат болтами на штатное место. Сначала вкручивается самый длинный болт, потом два остальных;
- Закрепить провода на корпусе;
- Поставить на место зажим жгута проводов;
- Вернуть на место аккумулятор вместе с опорой;
- Подключить клеммы аккумулятора, проверить, как работает новый стартер;
- Поставить на место брызговик.
Помните о безопасности: если поднимать автомобиль домкратом, обязательно использовать упоры для колес и страховочные проставки!
Диагностика и ремонт стартера ВАЗ 2107 своими руками
Устройство стартера довольно сложное, он состоит из большого количества отдельных деталей. С одной стороны, чем больше деталей – тем ниже надежность устройства, но есть и плюс: некоторые элементы можно отремонтировать или заменить. И сделать ремонт своими руками не так сложно, тем более что уже давно продаются отдельные части и готовые ремкомплекты.
Однако прежде чем ремонтировать, нужно сначала определить, что именно не так с системой запуска двигателя. Возможно, достаточно зарядить аккумулятор, и проблема исчезнет, а может, придется идти за новым стартером. Чтобы понять, в чём может быть проблема, нужно определить основные «симптомы».
Проверка стартера ВАЗ 2107
Чтобы выяснить, действительно ли проблема со стартером, его можно демонтировать и проверить. Но перед тем, как проверить стартер, лучше выяснить, получится ли обойтись «малой кровью»:
- Осмотреть клеммы аккумулятора и если нужно, очистить их от окислов;
- Проверить, достаточно ли заряжен аккумулятор;
- Осмотреть провода, ведущие к стартеру, на предмет повреждений. Если есть возможность, «прозвонить» их мультиметром;
- Осмотреть клеммы на стартере, возможно, там плохой контакт.
Если вокруг стартера всё в порядке, порядок проверки следующий:
- Демонтировать и обтереть стартер;
- Проверить втягивающее реле: плюсовую клемму аккумулятора соединить с его контактом, а минусовую – с корпусом стартера. Бендикс выдвинулся до щелчка? Значит, причина не в нём;
- Снять заднюю крышку и осмотреть щеточный узел. Если на дорожках есть выработка или угольки стерты, его придется менять;
- Мультиметром проверить обмотку ротора (измерить сопротивление). Нормальный показатель сопротивления 10 кОм, меньше – замыкание, а если сопротивление зашкаливает, в обмотке обрыв;
- Мультиметром проверить контактные пластины (измерить сопротивление между ними и корпусом). В норме должно быть более 10 кОм;
- Проверить обгонную муфту: исправная вращается только в одном направлении, сломанная – в обоих.
Как правило, такой проверки достаточно для выяснения причин отказа стартера. Затем остается только заменить поврежденный узел и установить стартер обратно.
Стартер не запускается, не крутит
Если при повороте ключа зажигания стартер вообще не срабатывает, можно предположить три причины такого поведения:
- Нет контакта в электроцепи (на стартере, на АКБ или обрыв провода, перегорел предохранитель);
- Не работает замок зажигания;
- Вышло из строя вспомогательное реле;
- Вышло из строя втягивающее реле стартера.
Можно попробовать подключить управляющее реле напрямую к аккумулятору и замкнуть куском провода болты стартера и втягивающего, то есть, по сути, продублировать работу замка зажигания. Если стартер нормально запустился, проблема не в нём.
Стартер трескает при запуске
Если при запуске стартер начинает трещать, скрипеть и вообще издавать нехарактерные звуки, можно предположить несколько причин:
- Перекос стартера из-за открутившихся болтов;
- Износились втулки подшипников или шеек вала двигателя;
- Сошла смазка с вала двигателя и бендикс выходит с трудом;
- Износился редуктор;
- Износилась шестерня бендикса;
- Износился зубчатый венец маховика.
При подозрительных звуках не нужно пытаться запустить двигатель любой ценой, поскольку некоторые неисправности легко устранить в начальной стадии, но очень сложно отремонтировать запущенную поломку.
Щелкает, но не крутит
Если срабатывает втягивающее реле, но не запускается мотор стартера, причины могут быть следующие:
- Недостаточно тока от аккумулятора. Он либо разряжен, либо есть проблема в проводке;
- Замыкание на «массу» щеткодержателя «плюсовой» щетки;
- Износ щеток электродвигателя;
- Неисправность в обмотках якоря или статора;
- Подгорел коллектор.
В зависимости от причины, придется либо искать неисправности в электроцепи, либо зачищать коллектор, либо менять щеточный узел.
Замена щеток стартера
Износ электрических угольков или щеток – одна из самых частых причин отказа стартера. Чтобы их заменить, нужно сделать следующее:
- Снять заднюю крышку или защитный чехол. В зависимости от конструкции, щеточный узел может закрываться крышкой на двух болтах или чехлом (скобой) на одном стягивающем болте;
- Под крышкой открывается доступ к четырем щеткам, каждая из которых крепится отдельным болтиком и вынимается через отдельное окошко;
- Чтобы вынуть щетку, нужно открутить болт и отогнуть фиксатор;
- Установить новую щетку, поставить на место фиксатор и прикрутить болт.
- После того, как новые щетки установлены, вернуть назад крышку или защитную скобу. Проверить стартер на работоспособность.
Независимо от того, в каком они состоянии, щетки меняются все 4 вместе, даже если изношена только одна, а остальные еще нормальные.
Ремонт втягивающего реле
Отремонтировать втягивающее реле в домашних условиях практически невозможно, обычно его просто меняют. Исключение составляют те случаи, когда проблема не в самом реле, а в окислившихся контактах. Тогда их зачищают и собирают стартер. Если же повреждены обмотки, замена делается довольно просто:
- Открутить винты, которые крепят втягивающее реле к корпусу стартера, снять его;
- Открутить болты, скрепляющие корпус и крышку реле, вынуть их;
- Открутить гайки, крепящие контакты к крышке реле, осторожно сдвинуть ее в сторону, чтобы не повредить провод. Снять контакты;
- Вынуть сердечник и заменить его новым;
- В случае, если на корпусе, где находится реле стартера, есть трещины и сколы, оно меняется целиком.
После установки нового реле и сборки агрегата, его необходимо проверить перед тем, как установить на место.
Замена втулок стартера
Поменять втулки самостоятельно – задача достаточно сложная. Это делают, если якорный вал заметно люфтит и задевает обмотки при работе. Для замены нужно купить ремкомплект, в который как раз входят новые металлокерамические втулки.
Делается замена в следующем порядке:
- Стартер придется полностью разобрать, чтобы добраться до якоря электродвигателя. Описание того, как разобрать стартер, можно найти в технической литературе, или пробовать самому, так как там все интуитивно понятно;
- На валу якоря находится первая, так называемая проходная втулка. Ее удаляют выколоткой подходящего размера, например, болтом;
- Непроходная или глухая втулка запрессована в крышку стартера. Ее убирают съемником, выпиливают или высверливают;
- Новые втулки положить на 10 минут в моторное масло. Металлокерамика — материал пористый, втулка впитает немного масла и проще сядет на своё место;
- Запрессовать втулки. В отличие от «штатных», которые делаются бронзовыми, втулки из ремкомплекта не терпят грубого обращения. Металлокерамика может раскрошиться от сильного удара, так что необходимо использовать оправку подходящего размера и не прикладывать к ним грубой силы;
- Собрать агрегат и проверить его работоспособность перед установкой.
Напоследок нужно отметить, что, несмотря на сложную конструкцию, стартер способен служить довольно долго. Его ресурс зависит не от километров пробега, а от количества запусков двигателя. И, конечно, от исправности смежных элементов. Даже такая мелочь как слишком густое моторное масло может серьезно сократить жизнь этому агрегату. А неисправный стартер, в свою очередь, может «убить» даже самый лучший аккумулятор. Поэтому следить за состоянием всех узлов системы зажигания, поддерживать ее в рабочем состоянии и стараться не перегружать – лучшая профилактика проблем.