Тахограф: устройство и принцип работы, карты и штрафы

Необходимость в обязательном порядке устанавливать тахограф на коммерческую технику вызвала бурю возмущения. Еще один надзор, еще одна проверка, да еще и за свои собственные деньги никому не понравится. Но как ни возмущайся, а закон приходится соблюдать, чтобы не выкладывать свои кровные еще и на штрафы. И чтобы уменьшить урон (а, возможно, и извлечь пользу) от использования тахографа, нужно разобраться, для чего он нужен, как работает и как с ним правильно обращаться.

Что такое тахограф и для чего он нужен?

Тахограф – автоматическое записывающее устройство, которое фиксирует определенные данные о состоянии транспортного средства. Его по-старинке называют самописцем, хотя современная электроника имеет мало общего с ранними записывающими устройствами.
Функции тахографа:
Запись скорости движения транспортного средства;
Фиксация пройденного маршрута;
Запись режима работы и отдыха водителя, а также других действий, выполняемых им в рабочее время;
Хранение данных в зашифрованном, защищенном от редактирования виде.

Для чего нужен тахограф? Прежде всего, его установка призвана уменьшить количество нарушений ПДД и трудового законодательства, и, тем самым, снизить количество аварийных ситуаций, например, связанных с усталостью водителя. Что может быть страшнее, чем короткая фраза “водитель фуры заснул за рулем”?
Кроме того, тахограф позволяет отследить соответствие реального и планируемого маршрута, что может быть немаловажно и для самого владельца транспортного средства. Например, собственник может в режиме реального времени отслеживать маршрут своей машины и выявить отклонение от него. Также он может проконтролировать остановки в пути, отследить, не нарушает ли водитель режим работы, в любой момент видеть, где находится его машина.
И, наконец, тахограф дисциплинирует водителя, ведь он, регистрируя свою персональную карту в начале маршрута, понимает, что любое нарушение правил ложится на его личную ответственность. И в первую очередь именно те правила, которые касаются соблюдения ПДД.

Классификация тахографов

Разновидностей тахографов не так уж много, удачный рабочий вариант пошел в серию и теперь они отличаются друг от друга только расположением кнопок на передней панели. До недавнего времени на транспортные средства устанавливались цифровые и аналоговые тахографы (последние монтировались на место спидометра и имели циферблат круглой формы, а также дисковый накопитель данных). Однако с 2016 года использование аналоговых устройств запрещено, так что на первое место выходит пригодность современного цифрового устройства для использования в РФ и за ее пределами:
Тахографы, предназначенные для использования только внутри страны и оснащенные модулем СКЗИ;
Также, предназначенные для работы в зарубежных рейсах, работающие по стандарту ЕСТР.
Последние являются обязательным условием для работы в европейских странах, где действуют стандарты ISO. И так же, как и у нас, проверить данные тахографа могут представители надзорных организаций.
Для работы в странах Евросоюза водителям понадобится также особая персональная карта, отличная от образца, принятого в РФ.

Устройство и принцип работы тахографа

По размерам и форме тахограф похож на автомагнитолу. И точно так же в салоне видна только лицевая панель, а остальное «тело» устройства спрятано под обшивкой.
На лицевой панели расположены:
Экран и кнопки управления устройством;
Слоты для карт водителей;
Вывод принтера для распечатки отчета.
Кроме этого, тахограф имеет устройство шифрования данных, модуль памяти, встроенный аккумулятор, модем для обмена данными по GPRS, датчик перемещения. Для получения дополнительных данных о состоянии транспортного средства тахограф подключается к бортовой сети автомобиля.

Принцип работы тахографа не слишком сложный:

  1. Перед началом работы водитель регистрирует свою персональную карту (если водителей в рейсе двое, то это делают оба). С момента регистрации идет отсчет его рабочего времени. Карта водителя остается в слоте всё то время, пока он работает. Для защиты от мошеннических действий карты для тахографов СКЗИ защищены ПИН-кодом (европейский стандарт не предусматривает кодовую защиту персональных данных).
  2. Во время движения тахограф считывает и фиксирует следующие данные: скорость движения (и выводит звуковое и текстовое предупреждение, если она превышена), маршрут (определяется по системе ГЛОНАСС), время, которое водитель провел за рулем, соблюдение им интервалов отдыха, остановки для выполнения любых необходимых работ (водитель сам указывает, что именно он делает в данный момент: отдыхает или занимается рабочими вопросами).
  3. Вся информация обрабатывается и шифруется в блоке криптозащиты и фиксируется в модуле памяти. Доступа к изменению информации нет ни у кого. Такой подход к сохранению информации делает данные тахографа серьезным аргументом при решении правовых вопросов, в том числе в судебном порядке.
  4. Для защиты от перебоев электропитания в тахограф встроен собственный аккумулятор, рассчитанный на длительную работу. Он избавит от сбоев даже в случаях поломки в электросети транспортного средства (а также является определенной страховкой от попытки “обнулить” данные, отключив аккумулятор).
    Доступ к получению данных имеет владелец транспортного средства, который может видеть всё необходимое в режиме реального времени (передача данных ведется через систему сотовой связи). Также провести контроль могут представители ГИБДД и Ространснадзора, для этого им понадобится специальная карта доступа (карта проверяющего), после чего они могут запросить информацию в виде распечатки на термопринтере.

Что такое СКЗИ (НКМ)?

Модуль СКЗИ (система криптографической защиты информации), он же НКМ (навигационный криптографический модуль) – устройство сбора, шифрования и хранения данных, необходимое в каждом тахографе, работающем на территории РФ. Этот блок – своего рода «черный ящик», защищенный от внешнего воздействия и вмешательства. В него входят собственный модуль памяти, модуль связи с системой ГЛОНАСС, акселерометр и хронометр.
В отличие от аналогичных устройств, сертифицированных в Евросоюзе, на СКЗИ не устанавливается датчик скорости движения благодаря возможности отслеживания транспортного средства через спутниковую систему.
Срок службы СКЗИ законодательно ограничен: каждые 3 года модуль необходимо менять, обращаясь в специализированный сервисный центр. Все манипуляции, выполняемые с тахографом сертифицированными специалистами, подтверждаются соответствующими документами.

Как правильно пользоваться тахографом?

Использование тахографа не требует каких-либо сверхусилий, разобраться с правилами его эксплуатации может любой человек. Главное, чтобы водители, работающие на транспортном средстве, понимали свою ответственность за соблюдение правил работы.
1. Перед началом рейса водитель (один или оба) регистрирует свою персональную карту: вставляет ее в слот и вводит ПИН-код. После этого он указывает, каким видом деятельности занимался до активации карты – отдыхал или выполнял какие-либо рабочие задачи. С этого момента начинается отсчет его рабочего времени.
2. В устройстве есть четыре режима деятельности водителя: «вождение», «другие работы», «отдых» и «готовность». И если с вождением всё понятно – это время, проведенное непосредственно за рулем, то с остальными надо разобраться.
«Другие работы» – это учет времени, которое водитель провел не за рулем, но выполняя какие-то рабочие действия: оформление документов, сопровождение проверяющих, погрузку-разгрузку, ремонт и т.д. Это время учитывается как рабочее, а не как время отдыха, это важно понимать для соблюдения трудового законодательства.
«Готовность» – это режим для второго водителя, который пока не за рулем. Это тоже не считается временем отдыха, но и не является временем вождения.
«Отдых» – этот режим включается, когда водитель транспортного средства делает обязательную остановку, действительно отдыхает. Установить этот режим можно только при заглушенном двигателе (тахограф считывает данные с узла зажигания).
3. После того, как активирована карта, начинается отсчет времени, проведенного водителем за рулем. Согласно закона, каждые 4 часа водитель должен делать остановку минимум на 15 минут для отдыха. Устройство предупреждает о наступлении времени для остановки, подавая звуковой сигнал и соответствующий текст на дисплее (после прочтения звук и текст можно отключить).
4. Остановившись, водитель глушит двигатель и переводит рабочий режим в пункт «отдых». Тахограф отсчитывает время остановки, и если оно меньше обязательных 15 минут, не засчитает его как время отдыха. После того, как 15-минутная остановка окончена, показатель времени за рулем обнулится и начнется новый 4-часовой отсчет. В общем, хочешь-не хочешь, а отдыхать придется, даже если вроде бы еще бодр и весел.
5. Устройство предупреждает и о превышении максимально допустимой скорости, если это превышение длится минуту или более. Звуковой и текстовый сигнал можно отключить после того, как скорость будет снижена до нормы.
6. Водитель вручную вводит данные об изменении режима деятельности: когда меняется с напарником, когда останавливается на отдых, когда занимается рабочими вопросами. Эта информация учитывается в том числе и как соблюдение трудового законодательства.
7. После окончания рейса водитель извлекает свою карту, нажав соответствующую кнопку. Данные записываются, и только после этого карту можно забрать.
Фиксация времени вождения и отдыха – не просто прихоть, а соблюдение закона: водитель не должен проводить за рулем более 4,5 часов непрерывно и 9 часов в сутки, время обязательного перерыва не менее 15 минут, время ежедневного отдыха в среднем 11 часов. Причина таких требований в том, что усталость накапливается незаметно и так же незаметно снижается концентрация внимания и скорость реакции, а это уже не безопасно. Зная упрямый характер водителей дальних рейсов, в Европе давно ввели тахографы для контроля в том числе и режима работы и отдыха, что дало отличные результаты по снижению количества ДТП. Да, их тоже заставляют отдыхать.

Установка тахографа

Поскольку тахограф – оборудование для контроля, устанавливать его самостоятельно владелец транспортного средства не может и не имеет права. Этим занимаются специализированные сервисные центры, имеющие лицензию на работу с криптографическими устройствами, выдаваемую Росавтотранс. Там же и подписывают необходимые документы для законного оформления установленного тахографа.
Одна из задач мастера – выбрать для тахографа такое место размещения, чтобы водитель мог работать с ним, не слишком отвлекаясь от дороги (например, просматривать предупреждающие сигналы на экране). Удобство для водителя – основной критерий выбора места установки, и только затем мастер протягивает нужные провода и ставит дополнительные держатели или кронштейны.
После того, как новый тахограф подключен к датчику скорости и электросети, все точки электрических соединений тщательным образом изолируются. После этого можно приступить к активации и настройке тахографа и криптографического модуля. В процесс настройки входит и калибровка устройства для максимальной точности записываемых данных.

Калибровка тахографа

Чтобы не возникало юридических разногласий и сомнений в правильности записей тахографа, сертифицированный специалист проводит его калибровку, после чего вносит необходимые коррективы и заверяет качество работы собственной подписью и печатью.
Калибровка включает в себя фиксацию максимально точного времени, проверку работы датчиков, настройку нужных параметров, испытания и пломбировку устройства.
Порядок действий при калибровке тахографа:
1. Предварительный осмотр: проверяется целостность корпуса, пломб, отсутствие видимых повреждений (любых).
2. На стенде проверяется работа всех электроцепей и датчиков тахографа.
3. Специалист осматривает транспортное средство, правильность установки тахографа.
4. С доступом от сервисной карты производится первичное программирование устройства.
5. Дорожные испытания включают в себя контроль правильной регистрации времени, скорости, пройденного расстояния и маршрута транспортного средства. Погрешности замеряются, вносятся в память устройства.
6. Специалист пломбирует корпус и выдает на руки владельцу ТС документы о проведенной работе.

Какие транспортные средства подлежат оснащению тахографами?

Первый и главный принцип этого закона: тахограф ставится на транспортные средства, используемые в коммерческих целях и отслеживает именно периоды использования этого транспорта для бизнеса. Если предприниматель пользуется своим автобусом и в личных, и в бизнес-целях, он может поставить тахограф с функцией отключения. Но при это заплатить огромный штраф, если будет перевозить грузы с выключенным тахографом.
Категории транспортных средств, на которые тахограф ставится в обязательном порядке:
Грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы (независимо от класса опасности);
Краны-манипуляторы и самосвалы;
Автобусы на 8 и более пассажирских мест, не считая водителя, в том числе частные грузоперевозки на городских и пригородных маршрутах (категория М2, М3);
Любые грузовики массой более 3,5 т (категория N2, N3).
На транспортные средства и спецтехнику, принадлежащие военным, силовым структурам, коммунальным предприятиям тахографы не ставятся.

Проверка устройства контролирующими органами

Проверку наличия тахографа, его работоспособности и правильной эксплуатации, а также снятие показаний могут проводить контролирующие органы. В настоящее время проверять крупногабаритный транспорт имеют право сотрудники ДПС и Ространснадзора, причем как в совместных рабочих группах, так и по отдельности. Снятие показаний может проводиться в пунктах весогабаритного контроля либо просто на трассе.
В стандартную проверку входит:
Осмотр тахографа на предмет повреждений, целостности пломб, следов взлома.
Получение данных о рейсе с помощью карты контролера: проверка корректного использования карт водителя, соблюдение интервалов времени за рулем и отдыхом, контроль даты последней проверки.
Все необходимые данные проверяющий получает на распечатке, поэтому водитель обязан иметь пару рулонов чековой ленты в салоне автомобиля.
Сколько раз транспортное средство остановят во время рейса? Никто этого не знает и знать не может, так что к любым неприятностям лучше приготовиться заранее.

Карта тахографа и ее назначение

Для любого доступа к введению или считыванию информации с тахографа необходим определенный уровень доступа. Например, владелец транспортного средства может в режиме реального времени получать информацию, но не влиять на нее. Водитель может вносить данные во время рейса, а проверяющий – только считывать их. Для входа в систему тахографа под своим уровнем доступа и используются специальные карты. Основная из них – карта водителя.
Перед началом рейса водитель вставляет свою персональную карту в слот тахографа, регистрируясь на данном транспортном средстве. Использование чужих карт является серьезным правонарушением, влекущим за собой штрафные санкции.
Виды карт водителя:
Карта для работы с тахографами по стандарту ЕСТР;
Карта для работы с тахографами с блоком СКЗИ.
Водитель может получить такие карты, как ему необходимо для работы, но только по одной каждого вида. На картах указывается вся необходимая информация: паспортные данные водителя, его фото, срок действия и индивидуальный номер карты.
Срок действия карты водителя – 3 года, после чего ее нужно переоформлять заново.
На картах, предназначенных для тахографа СКЗИ установлен ПИН-код, который водитель вводит при регистрации своей карты в системе.

Штрафы за нарушения

За нарушения, связанные с тахографом (его отсутствие, неисправность, некорректное использование персональных карт водителя, попытки изменить данные) ответственность несет и водитель, нарушивший закон, и его непосредственный руководитель, и владелец транспортного средства. Также нарушением считается отказ (или невозможность) распечатать информацию по требованию проверяющего. Именно поэтому пара рулонов термобумаги совсем не будут лишними в дороге.

Размеры штрафов зависят от степени ответственности нарушителя. Так, минимальная степень ответственности лежит на водителе, который был непосредственно за рулем в момент проверки и выявления правонарушения. Руководитель (должностное лицо), чье распоряжение или халатность привели к нарушению законодательства, понесет большую штрафную нагрузку. Что касается собственника транспортного средства (юридического лица), штрафные санкции для него повышаются в разы.
Так, за любые нарушения в работе тахографа штраф для водителей составляет от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 7 до 10 тысяч, а для собственника – от 20 до 50 тысяч рублей или приостановление предпринимательской деятельности до 90 суток.
Несоблюдение водителем режима труда и отдыха до недавнего времени считалось его персональным “проколом” и наказывалось штрафом. Теперь же ответственность будут нести и водитель, и руководитель, и собственник, причем суммы штрафов такие же, как и за неполадки с тахографом.

По сути, всё, что законодательство требует от водителей и руководителей бизнеса, это соблюдение правил безопасности, открытое ведение бизнеса и персональная ответственность за правонарушения. Тахограф – это инструмент контроля, позволяющий выявить нарушения дисциплины, которые могут повредить в первую очередь самому водителю тяжелого транспорта.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: