Многие автомобили испытывают недостаток шумоизоляции в салоне, или «шумки». Производители премиальных брендов считают борьбу с посторонними звуками в салоне и улучшение плавности хода одними из своих приоритетов. Тишина и изоляция от внешнего мира значительно повышают комфорт во время поездки и сильно меняют впечатление от автомобиля. Дополнительная шумоизоляция может улучшить комфорт не только в бизнес-седане, но и в других типах машин. В этой статье мы расскажем, как можно самостоятельно выполнить шумоизоляцию автомобиля, какие материалы для этого понадобятся, и какие из них предпочтительнее использовать.
Шумоизоляция автомобиля: материалы
Материалы для виброизоляции обычно включают в себя слои битума, мастики и фольги. Клеевая основа присутствует, но некоторые производители не наносят её. Виброизоляционные панели без клея становятся липкими только при высоких температурах. Они создают тяжелый, прочный и упругий «панцирь», который гасит колебания металлических элементов конструкции и, следовательно, звуковые волны, порождаемые ими. Толщина виброизоляции обычно составляет от 2 до 6 мм. Из-за своего состава материалы для виброизоляции достаточно тяжелые, их вес может достигать 10-12 кг/м2. Поэтому толстые листы рекомендуется укладывать на горизонтальные и наиболее нагруженные вибрациями поверхности, такие как пол, колесные арки и моторный щит. Для дверей и потолка лучше использовать более тонкий материал, поскольку он меньше весит, что уменьшает риск провисания.
- Шумопоглощение и теплоизоляция в автомобиле. Материалы для шумоизоляции созданы для того, чтобы поглощать звуковые волны и защищать от температурных изменений. Они изготовлены из различных материалов, таких как вспененная резина или полиэтилен, и имеют различную толщину от 3 до 10 мм. Обладают клеевым слоем для удобства установки в автомобиле. Производители также утверждают, что эти материалы обладают теплоизоляционными свойствами, защищая салон от внешних температурных изменений. Они также устойчивы к воде, что предотвращает коррозию металлических частей автомобиля.
- Материалы с шумопоглощающим эффектом изготавливаются из вспененных полимеров и имеют пористую структуру. При достаточной толщине они обладают волнообразной поверхностью, что позволяет им «поглощать» большую часть внешних шумов и предотвращать их попадание в салон. Обычно для достижения этого эффекта панель имеет толщину от 7 до 30 мм.
- Внутри салона для устранения локальных стуков, скрипов и «сверчков» обычно используются ворсистые самоклеящиеся ленты, которые наклеиваются на стыки декоративных панелей и проводку, повышая акустический комфорт.
- Для решения конкретных задач каждая категория материалов подходит. Пока не удалось успешно объединить различные возможности в одном покрытии из-за природы звука и количества его источников в автомобиле. Поэтому невозможно однозначно ответить на вопрос о том, какая изоляция лучше и какую выбрать. Шумоизоляция автомобиля должна быть комплексной. Владельцу придется собирать «пирог» из различных покрытий, чтобы они постепенно уменьшали лишние звуки. Чем толще слои, тем эффективнее они работают.
При выборе покрытий следует в первую очередь учитывать свободное пространство между кузовной панелью и декоративной обшивкой. Если невозможно одновременно разместить слои, обеспечивающие виброизоляцию, шумоотражение и шумопоглощение, то можно отказаться от последнего.
Какие детали стоит проклеить шумоизоляцией
К сожалению, не существует универсальной схемы для шумоизоляции, которая бы одинаково хорошо подходила для всех автомобилей. Каждая модель имеет свои уникальные слабые места, которые могут быть выявлены только через эксперименты. Поэтому не стоит рассматривать обработку как точечную меру, лучше проводить шумоизоляцию поэлементно в зависимости от особенностей каждого автомобиля.
Двери. Они пропускают много аэродинамических шумов и звуков с улицы. Их проклейка шумоизоляцией даёт заметный эффект.
Колёсные арки. Через них в основном проникают «шелест» колёс и звук от ударов камней о подкрылки. Эта зона — вторая (а может, и первая) по интенсивности трансляции дорожных шумов в салон.
Шум и вибрации в салоне автомобиля происходят от различных источников, таких как моторный щит и пол. Несмотря на усилия автопроизводителей в борьбе с этими проблемами, шумоизоляция пола дает ограниченный эффект при больших затратах. Современные автомобили оборудованы виброизоляцией на полу и ковровым покрытием, чтобы уменьшить воздействие вибраций и шума на пассажиров.
Обратная ситуация с багажником: работы легко проводить, а эффект для хэтчбеков и кроссоверов очень заметный, стенки и крышка багажника.
При плохой погоде сохранение тепла в салоне зимой будет приятным дополнением. Потолок шумит, крыша тоже под действием ветра, но стук дождя по ней может быть раздражающим. Эффект от оклейки будет существенным только при.
Какие инструменты требуются, чтобы сделать шумоизоляцию
Сначала нужно обеспечить поиск светлого, сухого и теплого помещения, желательно просторного. Работа займет довольно много времени, потребуется разбор салона частично или полностью, поэтому мы настоятельно рекомендуем избегать проведения таких работ на открытом воздухе.
Набор нужных инструментов небольшой. На всех этапах могут понадобиться:
- Съёмники для клипс, отвёртки и гаечные ключи. Нужны для демонтажа декоративных панелей. Также стоит приготовить запас крепёжных клипс взамен штатных, которые могут сломаться при демонтаже детали.
- Ножницы или острый строительный нож. Нужны для вырезания из полотна шумоизоляционного материала кусочков подходящей формы.
- Пылесос. Поможет удалить пыль и грязь из ниш.
- Обезжириватель. С его помощью можно оттереть загрязнения и подготовить поверхность к оклейке материалами.
- Чистая ветошь. Для протирки поверхностей.
- Металлический прокатный ролик. С его помощью «выгоняют» пузыри воздуха и дополнительно прижимают материал, чтобы он лучше приклеился.
- Строительный фен. С его помощью прогревают виброизоляцию. Под воздействием тепла она становится более пластичной и легче принимает форму панелей. В тёплом помещении подойдёт и обычный бытовой фен для волос.
- Широкоформатная калька или другая бумага. На ней можно делать лекала — по ним удобнее раскраивать изоляцию. Тем более что многие детали понадобятся в 2 экземплярах — для левой и правой стороны кузова.
- Карандаш или маркер. Для переноса геометрии лекала на полотно материала.
Как сделать шумоизоляцию в машине
Весь процесс можно условно разделить на четыре этапа:
- разборка;
- подготовка;
- оклейка;
- сборка.
Установка шумоизоляции на автомобиль становится более удобной, если разбить её на этапы. Начните с работы над, например, дверьми. Затем переходите к следующему элементу только после того, как закончите и соберете все необходимые детали заново. Это упрощает оценку затрат времени и сил, и уменьшает риск запутаться при установке ранее снятых элементов на их места.
Разборка
Для установки вибро- и шумоизоляционных материалов на металлическую кузовную панель необходимо сначала удалить декоративную обшивку, элементы интерьера (например, ручки и кресла) и проводку, которые крепятся к автомобилю. Для избежания повреждений следует осторожно использовать отвёртки и съёмники. Рекомендуется сразу же разложить винты по отдельным контейнерам и подписать их, а также сфотографировать электрические провода. Это упростит соединение всех разъемов в правильной последовательности и поможет избежать ошибок.
Подготовка
После того, как деталь разобрана до основания, можно приступать к подготовительному этапу. Он одинаковый для всех кузовных элементов, которые планируется «зашумить»:
- Пылесосом удаляются пыль и прочие сухие загрязнения.
- Налипшая грязь стирается чистящим средством. Агрессивные к лакокрасочному покрытию растворители лучше не использовать — они могут повредить грунт и краску на тех участках, где есть её «напыл». Для мытья подойдёт и обычная вода, но тогда нужно дать автомобилю как следует высохнуть.
- Если на панели присутствует заводская изоляция, её лучше снять.
- После того как деталь очищена, нужно внимательно осмотреть её на предмет наличия очагов коррозии. Прятать ржавые участки под слой шумоизоляции категорически нельзя.
- Если «рыжие» участки обнаружены, «шумку» придётся отложить и заняться антикоррозийной обработкой. О том, как справиться с ржавчиной, мы подробно рассказывали в отдельном материале.
- На заключительном этапе подготовки чистую поверхность нужно тщательно обезжирить.
Оклейка
После очистки и разборки всего можно приступать к нанесению материалов. Процесс нанесения одинаков для всех деталей кузова, и вот как выглядит общая инструкция по этапам.
Виброизоляция
- Сначала следует разметить размеры кузовных элементов на листе кальки или бумаги.
- Затем нарезать соответствующие сегменты из полотна виброизоляции по лекалу. Лучше работать с небольшими кусками материала, поэтому целесообразно разделить площадь крупного элемента на маленькие участки.
- Если деталь состоит из нескольких панелей на разных уровнях, то их необходимо оклеивать по отдельности.
- Перед отрыванием защитной плёнки с клеевого слоя, следует проверить соответствие изоляции и, при необходимости, подрезать.
- Важно кроить виброизоляцию так, чтобы не закрывать технологические отверстия.
- Наибольший эффект достигается при наклейке на плоские участки металла, которые вибрируют сильнее других.
- После подгонки материала необходимо отметить расположение всех точек крепления, включая проводку, элементы интерьера и обшивку.
- Далее следует сделать прорези на отмеченных местах, чтобы обеспечить удобство последующей сборки.
- Важно помнить, что технологические полости не следует закрывать, чтобы избежать образования конденсата и коррозии металла кузова.
- После этого можно снять защитный слой и приклеить виброизоляцию на кузовную панель, обеспечивая максимально плотное прилегание без воздушных карманов.
- Если нужно упростить процесс, особенно на сложноформованных участках, полезно нагреть полотно строительным феном.
- Прижимаем руками приклеенный элемент, затем прокатываем металлическим роликом для удаления воздуха и обеспечения хорошего сцепления с металлом.
- Особое внимание следует уделить краям, так как они часто имеют более слабое прилипание.
- Действия повторяются, пока хотя бы треть кузовного элемента не будет покрыта виброизоляцией.
Шумоизоляция
- Первым шагом в процессе шумоизоляции является обязательное удаление уже установленной виброизоляции.
- После этого необходимо взять замеры для дальнейших действий.
- В отличие от виброизоляции, новый материал «шумки» должен быть нанесен на всю поверхность без исключения.
- При изготовлении «шумки» необходимо вырезать материал с учетом всех необходимых отверстий.
- При повторной проверке убедитесь, что фрагменты «шумки» тщательно соединены между собой.
- Исклчение составляют многослойные панели разной высоты, с ними нужно поступить аналогичным образом и клеить отдельно с перекрытием.
- Если на поверхности виброизоляции есть фольгированный слой, его следует обезжирить для лучшей адгезии.
- Перед началом работы необходимо снять защитную пленку с материала и затем приклеить его.
- После этого руками производится прижим, а затем прокатывание роликом.
- Для дополнительной защиты материалов при оклейке колесных арок снаружи автомобиля рекомендуется использовать мастику или жидкую резину. Это позволит им дольше сохранять свои свойства. Также настоятельно рекомендуется установить пластиковые подкрылки.
- В зависимости от пространства между металлом и обшивкой, вибро- и шумоизоляцию можно уложить в один или несколько слоев.
- После завершения оклейки, если есть свободное место, рекомендуется также проложить шумопоглощающий слой на некоторые детали.
Шумопоглощение
Шумопоглощающие панели, несмотря на свою неустойчивость к воздействию влаги, обладают достаточной мягкостью, поэтому рекомендуется использовать их под жёсткими обшивками или в местах, не подверженных сильному воздействию (стойки, дверные карты, потолок). Они монтируются так же, как и шумоизоляционные панели, за исключением оклейки дверей, где более удобно и эффективно крепить шумопоглощающий мат на внутреннюю сторону дверной карты, предварительно подготовив её аналогично кузову – очистив и обезжирив.
Уплотнение
Рекомендуется выполнить точечную установку ленты в тех местах, где проявляется скрип или слишком большой люфт. Также возможно применить ленту на участках с проводкой, которая закреплена свободно.
Для более эффективной работы рекомендуется сочетать эти мероприятия с шумоизоляцией кузова, так как это обеспечит легкий доступ ко всем швам и техническим стыкам, и не потребуется повторное разбирание салона.
Сборка
После завершения работ по оклейке необходимо установить все электрическое и механическое оборудование, отделку салона и элементы интерьера на стандартные места. Правильная последовательность установки оборудования обратна по сравнению с порядком его разборки. Перед окончательной установкой следует проверить работоспособность затронутых электрических и механических систем.
Побочные явления после шумоизоляции
Прежде чем приступить к процедуре установки шумоизоляции в автомобиле, важно учитывать не только положительные стороны этого процесса, но и негативные моменты, которые могут возникнуть.
- Приобретение автомобиля с нестандартной шумоизоляцией может стать проблемой при попытке продажи из-за скрытых последствий аварий, часто замаскированных под дополнительную защиту. Это следует учитывать.
- Добавление шумоизоляции увеличивает вес автомобиля, что может негативно сказаться на расходе топлива, работе подвески и общей управляемости. Следовательно, необходимо внимательно оценить необходимый объем материала, чтобы избежать излишнего увеличения веса.
- Возможно повреждение декоративных панелей при их демонтаже, особенно это относится к обшивке потолка. После сборки электроника часто начинает давать сбои или работать неправильно.
- Провисание петель может быть вызвано слишком тяжелым материалом на дверях, а проблемы с открыванием багажника могут возникнуть из-за недостаточной мощности газового амортизатора на крышке. Неверная технология оклейки кузовных панелей может привести к задержке влаги или воздуха под изоляцией, что в результате может вызвать скрытую коррозию под слоями материала.
- Изоляция пола с высоким уровнем виброизоляции может привести к увеличению жесткости кузова, что в свою очередь может вызвать сильные вибрации всего автомобиля. Это возникает из-за резонанса между подвеской и жестко связанными кузовными элементами, укрепленными битумом. Также, звукоизоляция может привести к появлению звуков, которые ранее были скрыты общим шумом, такие как «сверчки».