Quattro от AUDI: особенности, принцип работы

 

Quattro от Audi – одна из самых интересных систем полного привода, которые предлагаются сегодня для «штатного» вождения. В самом деле, если рассматривать обычные городские автомобили, а не настоящие суровые внедорожники для спортивного джипинга, мало кто может порадовать настолько «продвинутыми» ходовыми качествами.
Название Кватро означает «четыре», то есть привод на 4 колеса. Подобная система давно использовалась для автомобилей, работающих в сложных условиях, спортивных и военных. Но реализация полного привода от концерна Ауди показала, что предела совершенству, как всегда, не существует.

Немного истории

Интересно, что систему полного привода запатентовали вскоре после того, как Карл Бенц выпустил свой первый автомобиль, то есть в конце 19 века. Правда, изобретали его для тракторов, но кого сейчас это волнует?
Почти 100 лет полный привод считался уделом спортивной, военной и спецтехники, которая трудилась на бездорожье, в суровых природных условиях. Автомобили, заполняющие городские асфальтовые дороги, просто не нуждались в такой сложной системе. Но инженеры Audi совершили переворот не только в технике, но и в сознании людей.

Поколения системы полного привода

В 1980 году первое полноприводное купе Audi 80 было представлено на Женевском автосалоне. Как и многие другие хорошие вещи, идея была взята с военной техники, но переработана с учетом современных требований и возможностей. Для «обкатки» своей разработки Audi выставила полноприводное купе на спортивные гонки, и его победы во многом поспособствовали популярности полного привода среди покупателей.
Как и у настоящих внедорожников, двигатель и коробка передач расположены продольно. Идея была позаимствована у военных автомобилей VW Iltis, но концерн Audi AG доработал ее, добавив свои особенности: КПП, раздаточная коробка и межосевой дифференциал связаны в единый узел, к ним добавлены передний и задний дифференциалы. Инновация заключалась в том, что межосевой и задний дифференциал предусматривают ручную принудительную блокировку, и это дало совершенно новый уровень управляемости.

1-ое поколение
Это самая первая система постоянного полного привода, которая выпускалась с 1980 года. Характеристики:
• Межосевой и задний дифференциал – свободные с ручной блокировкой;
• Передний дифференциал – свободный;
• Отключение блокировок предназначено для нормальных дорог, при этом пробуксовка одного колеса останавливает автомобиль;
• Ручное управление дифференциалами дает возможность «вырулить» из ситуаций, когда колеса (одно или несколько) буксуют, передавая усилие на ту ось, которая крепче стоит на земле;
• Распределение тяги по осям 50/50 при отключенных блокировках и до 100% на любую ось при заблокированных дифференциалах.
Недостатком этой системы можно назвать только необходимость вручную управлять блокировками, поскольку на нормальной дороге дифференциалы должны быть отключены.

2-ое поколение
Новая конструкция появилась в 1988 году. От предыдущей она отличается межосевым дифференциалом Torsen. Автоматическая блокировка дала дополнительное удобство водителю. Характеристики quattro 2:
• Сзади свободный дифференциал с принудительной ручной блокировкой, но автоматическим отключением при скорости 25 км/ч и больше;
• Свободный передний дифференциал;
• При включении Torsen автоматически передает большее усилие на тот мост, который имеет лучшее сцепление с дорогой. Недостатком этой системы является остановка при вывешивании одного колеса – свободное вращение воспринимается как нулевое усилие;
• Распределение усилия по осям 50/50 при отключенных дифференциалах и 75/25 при включенных. В отличие от первого поколения, здесь уже нельзя передать 100% усилия на одну ось;
• Распределение усилия проходит автоматически кроме случаев тяжелого бездорожья, когда нужно ручное управление задним дифференциалом.

3-е поколение
Третье поколение устанавливается исключительно на Audi V8 с 1988 по 1994 годы. Для модификаций с разными типами коробки передач разработали разные варианты привода.
• На автомобили с «механикой» идут уже два дифференциала Torsen, межосевой и задний, на передней оси остался свободный дифференциал;
• Трансмиссия «автомат» комплектуется Torsen только на задней оси. А в межосевом дифференциале установлена планетарная гидромуфта с функцией автоматического срабатывания. Управление уже электронное, подключение осуществляется при пробуксовке колес;
• В обоих случаях распределение усилия 50/50 при отключенных блокировках и 75/25 с подключенным межосевым дифференциалом.

4-ое поколение
Производство четвертого поколения quattro стартовало в 1995 году. Благодаря проведенной «работе над ошибками» получился великолепный полный привод Олроуд. Да, въехать на вертикальную скалу он не может, но справиться с менее экстремальным бездорожьем – вполне:
• Электроника EDL оценивает скорость колес и при необходимости притормаживает то, которое буксует;
• Передний и задний дифференциалы свободные с EDL;
• Автоматика отключает блокировки при скорости выше 40 км/ч;
• Распределение усилия 50/50 при нормальном сцеплении с дорогой, до 75/25 на бездорожье;
• Остановка происходит при пробуксовке всех колес или при вывешивании одного переднего и одного заднего.

5-ое поколение
Начало производства привода пятого поколения – 2006 год. Это первая система полный привод асимметричным распределением усилия по осям. Особенности:
• Межосевой асимметричный дифференциал Torsen Type C;
• Спереди и сзади свободный дифференциал с EDL;
• Распределение усилия 40/60, при подключении дифференциалов на переднюю ось подается до 70, на заднюю до 80% усилия;
• Когда к распределению крутящего момента подключается система ESP, появляется возможность подавать 100% мощности на ту ось, у которой лучше сцепление с дорогой.
На спортивных моделях появилась функция векторизации. На задний мост устанавливается дифференциал с повышающей передачей, и как следствие «подруливание» при прохождении поворотов.

6-ое поколение
В 2010 году Audi представила собственную разработку в сфере полного привода – межосевой дифференциал с плоскими зубчатыми колесами, устанавливаемый вместо Torsen. Его конструкция оказалась легче и при этом эффективней, с более простой интеграцией в электронную систему.
• Постоянный полный привод с распределением усилий 40/60 на обычной дороге, до 70% на переднюю ось и до 85% на заднюю ось при подключении дифференциалов;
• Функция векторизации с применением системы ESP;
• Электронное управление всеми элементами привода;
• Машина останавливается при вывешивании одного заднего и одного переднего колеса или при пробуксовке всех колес, если они стоят на земле.

Система quattro ultra
В 2016 году Audi показала новую систему привода, устанавливаемую на Audi A4 Allroad. В отличие от предыдущих поколений, это уже не постоянный, а подключаемый полный привод, при котором задний мост задействован не постоянно:
• В качестве межосевого дифференциала выступают две электромагнитные муфты, с помощью которых можно отключить или подключить задний мост;
• Передний дифференциал – свободный с EDL;
• Задний дифференциал – с многодисковой муфтой Haldex;
• Управление приводом полностью автоматическое, выполняется на основе данных про скорость и параметры движения.

Устройство и принцип работы современной системы

Сегодня на автомобилях Audi можно встретить систему quattro последних поколений. Несмотря на определенные отличия, общий принцип работы у нее не сильно изменился.
Полный привод от Ауди состоит из основных элементов:
• КПП
• Межосевой дифференциал в одном из вариантов конструкции;
• Передний и задний дифференциалы с электронной блокировкой;
• Электроника. Задействуются EDL, ASP, ABS, ЭБУ и т.д.
Основная задача привода – максимально эффективно распределить крутящий момент между колесами. Для этого электронная система собирает данные о скорости каждого колеса, и если одно (два, три) колеса вращаются заметно быстрей остальных, это обычно означает пробуксовку. Система притормаживает буксующее колесо и передает основное усилие на ту ось, где сцепление лучше, то есть угловая скорость вращения колес меньше.
Распределение мощности идет по настройкам, установленным инженерами Audi. Сумрачный немецкий гений просчитал все варианты: как автомобиль ведет себя в разных дорожных условиях, за счет каких усилий можно максимально эффективно преодолеть сложный участок, как обеспечить безопасность.

Преимущества и недостатки, плюсы и минусы

Если ездить исключительно по ровным сухим дорогам, соблюдая режим скорости и «пенсионерский» стиль вождения, полный привод не нужен: слишком сложная система. Вот эту сложность и можно назвать недостатком, который проявляется в основном при неисправности привода. В конце концов, все его элементы требуют грамотного обслуживания, а значит, стоимость регулярного ТО возрастает.
Но это единственное, что можно назвать серьезным недостатком quattro. Остальные минусы, как правило, чисто субъективные. Если не рассматривать первое-второе поколения, которые сегодня уже редко встречаются, конструктивные недоработки устранены с помощью электроники. Садись и едь: хоть по грязи, хоть по грунту, хоть по снегу. Только не штурмуй слишком большие преграды, ты всё-таки не на джипе.
Сильные стороны – практически идеальная управляемость в любую секунду. Резкий старт и набор скорости, вхождение в повороты, преодоление снежных заносов и грязи, и всё это без ручного управления приводом, за счет одной только умной электроники. Удобно и функционально.

Ощущения от того, как работает привод quattro, можно описать одним словом – восторг. Ощущение идеально управляемой машины, уверенность на любой дороге, надежность сделали его легендой среди полноприводных автомобилей. Если добавить мощную внешность, можно легко понять, почему у Audi столько восторженных поклонников.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий