В России наблюдается постоянное изменение правил проведения технического осмотра автомобилей. В связи с этим, у водителей возникает вопрос о необходимости техосмотра для страховки.
В данной статье мы рассмотрим, был ли отменен техосмотр в 2024 году и если нет, то кто, где и как часто должен его проходить, а также сколько это стоит.
- Для чего нужен
- Что смотрят на ТО автомобиля
- Нужно ли проходить техосмотр в 2024 году
- Как часто нужно проходить техосмотр
- Сколько стоит техосмотр в 2024 году
- Что нужно для прохождения техосмотра
- Штраф за отсутствие техосмотра
- Можно ли купить диагностическую карту техосмотра
- Нужен ли техосмотр для ОСАГО в 2024 году
- Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
- Что будет, если пройти техосмотр добровольно
- Будут ли скидки на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр
- Заключение
Для чего нужен
Чтобы оценить уровень безопасности автомобиля, необходимо пройти технический осмотр. В ходе осмотра специалисты выявляют неполадки, которые водитель может своевременно устранить. Это позволяет избежать серьезных поломок и дорогостоящего ремонта.
Кроме того, прохождение технического осмотра предотвращает наложение штрафа за отсутствие диагностической карты. Введение наказания для водителей было осуществлено 1 марта 2022 года. Размер этого штрафа составляет 2 000 рублей.
Что смотрят на ТО автомобиля
Постановлением Правительства №306 от 9 марта 2022 года определены критерии проверки операторами на пунктах ТО. В отличие от предыдущего подхода, где автомобиль проверялся по 82 показателям, сейчас в чек-листе осталось всего 55 пунктов проверок. Интересно, что из списка исключены такие важные проверки, как коррозия тормозных трубок, работоспособность дворников, наличие огнетушителя, аптечки и знака аварийной остановки.
Проверяют на ТО:
- внешние повреждения авто;
- работу осветительных приборов, тормозов, двигателя, подвески;
- давление в шинах;
- уровень технических жидкостей;
- работу дверных замков, ручек, зеркал, ремней безопасности.
При начале техосмотра оператор сначала проверяет соответствие вин-номеров на кузове и агрегатах автомобиля с указанными в документах. В случае обнаружения расхождений, оператор откажет в проведении и передаст информацию о причинах отказа в базу данных. ГИБДД имеет возможность получить доступ к базе данных ТО и имеет право снять автомобиль с регистрации или начать уголовное преследование владельца, если выяснится, что один из агрегатов автомобиля является краденым. В случае соответствия всех данных, водитель выплачивает стоимость осмотра, и оператор начинает проверку технического состояния автомобиля.
Оператор делает отметки в диагностической карте, если обнаружит поломки, и водитель должен будет исправить их. Однако оплата за ТО не возвращается. После устранения недостатков водитель должен пройти повторное ТО и оплатить его снова.
Водителю будет выдана диагностическая карта, если с автомобилем все в порядке. В 2024 году эта карта будет иметь электронный формат, что означает, что данные о пройденном осмотре будут внесены в базу ЕАИСТО. Однако, по желанию владельца, будет выдан бумажный вариант диагностической карты.
Обычно вся процедура техосмотра авто категории «В» занимает не более получаса. На осмотр автобусов уходит 1,5-2 часа.
Нужно ли проходить техосмотр в 2024 году
С 30 декабря 2021 года осмотр стал необязательным для тех, кому он не нужен. Легковые автомобили и мотоциклы, которые используются только для личных целей и принадлежат физическим лицам, больше не обязаны проходить технический осмотр в 2024 году.
Для осуществления регистрационных процедур в ГИБДД необходимо иметь в наличии действующую диагностическую карту для личного транспорта. Согласно пункту 7 статьи 15 Федерального закона №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации», это требование является обязательным.
- при постановке машины на учет, с момента изготовления которой прошло больше четырех лет;
- при регистрации авто в возрасте от четырех лет в связи со сменой собственника при покупке, дарении, получении в наследство;
- при регистрации изменений конструкции автомобиля или замены его основных компонентов – кузова или двигателя.
Проходить техосмотр нужно автомобилям, принадлежащим юридическим лицам и ИП, а также машинам, используемым для коммерческих целей:
- для перевозок пассажиров в службах такси;
- для перевозок пассажиров по заказу: трансферы, экскурсии и проч.;
- для выполнения служебных задач: доставка грузов / товара, транспортировка инструментов и проч.
Старше четырех лет обязательно проходят техосмотр грузовые автомобили, автобусы, прицепы и автомобили категории «В».
Как часто нужно проходить техосмотр
Технический осмотр автомобилей категории «В» проводится согласно определенному расписанию — через 4, 6, 8 и 10 лет после года выпуска, а затем ежегодно. Однако, данное правило больше не распространяется на личные легковые автомобили.
Для автомобилей категории «С», такси, автобусов, грузовиков, машин со спецсигналами и автомобилей, перевозящих пассажиров, срок действия технического осмотра составляет 1 год.
Машины, перевозящие опасные грузы, проходят проверку своего технического состояния каждые полгода.
Информация о сроке действия осмотра на автомобили указана в статье 15 ФЗ-170 «О техническом осмотре». В таблице ниже приведены виды транспорта, подлежащие обязательному осмотру. Однако, личные легковые автомобили и мотоциклы физических лиц, для которых техосмотр отменен, не учитываются в данной таблице.
В ПТС указан год выпуска автомобиля. Например, если автомобиль используется в коммерческих целях и год выпуска по ПТС – 2021, то в 2024 году необходимо пройти первый осмотр технического состояния.
Сколько стоит техосмотр в 2024 году
Во всех российских регионах с 1 января 2023 года произошло повышение цены на техосмотр. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) установила, что власти регионов имеют право пересмотреть тарифы на услугу ТО и определить справедливую стоимость. Для этого власти должны были собрать данные от операторов ТО, причем минимум 50% участников рынка в каждом регионе.
Однако многие организации не предоставили данные, поэтому ФАС решила проиндексировать цены с учетом инфляции. Теперь минимальная цена для техосмотра легковых машин не может быть ниже 913 рублей.
Стоимость техосмотра увеличилась в следующих субъектах страны:
- Санкт-Петербург – с 881 рубля до 1 543 рублей;
- Ленинградская область – с 990 рублей до 1 073 рублей;
- Амурская область – с 1 300 рублей до 1 401 рубля;
- Московская область – с 710 рублей до 940 рублей.
Остальные регионы утвердили цену техосмотра на минимальной отметке, утвержденной ФАС – 913 рублей.
Что нужно для прохождения техосмотра
Что нужно, чтобы пройти техосмотр в 2024 году?
Будет достаточно:
- паспорта водителя;
- свидетельства о регистрации (СТС) или паспорта авто (ПТС);
- доверенности, если к техосмотру машину предоставляет не хозяин, а его представитель.
Оператор не вправе требовать от водителя другие документы.
Штраф за отсутствие техосмотра
С 1 марта 2022 года санкции за отсутствие техосмотра были увеличены до 2 000 рублей в соответствии с пунктом 1.1 статьи 12.5 КоАП. Наказание будет применяться к водителям, у которых автомобили должны проходить обязательный техосмотр.
Ранее штрафы составляли от 500 до 800 рублей.
Планировалось, что с марта 2022 года штрафы за отсутствующий техосмотр будут выписываться по данным дорожных камер. Однако в настоящее время камеры не могут распознать наличие диагностических карт у водителей, и вероятно, что это не изменится до 2024 года.
Можно ли купить диагностическую карту техосмотра
Несмотря на возможность приобрести диагностическую карту без прохождения проверки технического состояния автомобиля, следует учесть, что это может привести к серьезным негативным последствиям как для водителя, так и для точки технического обслуживания.
С начала марта 2022 года, в соответствии со статьей 14.4.1 КоАП, предусмотрено наказание для операторов ТО, которые выдали диагностическую карту без реальной проверки состояния автомобиля.
- работник ТО получит 5000-10000 рублей штрафа;
- должностным лицам будет назначено 30-50 тыс. рублей взыскания;
- юридическое лицо заплатит 200-300 тыс. рублей штрафа.
Потеря аккредитации и взыскание в размере 500 тыс. рублей ожидает оператора ТО, если нарушение будет повторно зафиксировано. В случае незаконного получения водителем карты техосмотра, ее аннулирование произойдет в течение трех дней. ГИБДД уведомит об этом водителя и его страховщика, который получит право на предъявление регрессных требований в случае ДТП.
Нужен ли техосмотр для ОСАГО в 2024 году
Следует отметить, что техосмотр, который до конца 2021 года был обязательным для проверки технической исправности и безопасности автомобиля, больше не требуется для покупки ОСАГО. Важно отметить, что представление карты диагностики о пройденном ТО уже не является обязательным условием для приобретения ОСАГО. Тем не менее, это не означает, что не нужно следить за состоянием своего автомобиля.
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
Водителям может быть предъявлено регрессное требование в соответствии со статьей 14 ФЗ «Об ОСАГО». В этой статье упоминаются различные основания, позволяющие страховщику предъявить такие требования. Одно из таких оснований — истекшая диагностическая карта. Данное правило не распространяется на легковые автомобили и мотоциклы, которые используются в личных целях, ибо обязанность проходить техническое обслуживание (ТО) в 2024 году для них не предусмотрена. Следовательно, данное правило касается только автомобилей, используемых юридическими лицами и в коммерческих целях.
Водителю, ставшему виновником ДТП из-за технической неисправности машины, может быть предъявлено регрессное требование. Однако, страховая компания должна будет доказать этот факт.
Что будет, если пройти техосмотр добровольно
Если водителя не волнует, отменен ли технический осмотр в России, и его главное внимание уделяется безопасности и состоянию своего автомобиля, закон не ограничивает его возможность добровольно пройти технический осмотр.
Следует отметить, что инспектор ГИБДД имеет право остановить неисправное транспортное средство и проверить его на месте или в специальном пункте. Если проверка подтвердит неисправность автомобиля, дорожно-патрульная служба имеет право запретить его использование в дальнейшем.
Водителю придется оплатить:
- эвакуатор;
- штраф за эксплуатацию неисправного авто в размере 500 рублей (часть 1 статьи 12.5 КоАП);
- потратиться на ремонт.
Водители, регулярно проходящие техосмотр, защищены от такой перспективы.
Будут ли скидки на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр
Скидку на приобретение полиса ОСАГО предложено давать водителям, которые проходят добровольный техосмотр, несмотря на его отмену, страховыми компаниями в ГИБДД. Однако, налоговая служба не ответила на предложение поощрять водителей скидкой на оплату транспортного налога. В свою очередь, страховщики отказались предоставлять скидки на страховку, утверждая, что наличие действующей карты техосмотра не влияет на показатели аварийности водителей.
То есть скидок на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр нет.
Заключение
- Для получения ОСАГО техосмотр не является обязательным.
- Личные автомобили и мотоциклы, которые граждане используют для своих личных нужд, не обязаны проходить техосмотр.
- Закон не запрещает физическим лицам самостоятельно обращаться за проведением технического осмотра транспортных средств.
- Это поможет предотвратить серьезные поломки и избежать возмещения со стороны страховщиков в случае ДТП.
- Действующая диагностическая карта требуется для регистрации автомобиля в ГИБДД.
- Грузовики и коммерческий транспорт обязаны проходить технический осмотр согласно установленной законом частоте.